суббота, 21 апреля 2012 г.

Дон Аминадо или пост не рукодельный

Прибежали ко мне на днях девчонки пятиклассницы, здесь стоит уточнить, что я работаю в средней школе, и с регулярной переодичностью замещаю в их классе классного руководителя, показывают, что им на выбор предложили выучить один из пяти стихов о Родине. Поэты в основном известные Фет, Блок, Тютчев... и Дон Аминадо (я о нем слышала впервые). Хихикают, что учить вонючий стих не будут и все выбрали Блока. Вопрошаю, что значит вонючий стих? А они мне тыкают в учебник и продолжают заливаться. Вот он, девочки:

Города и годы
Дон Аминадо
Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом,
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.

В страшном каменном Нью-Йорке
Пахнет жеваной резиной,
Испарением асфальта
И дыханием бензина.

Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулами и слизью,
Тухлой рыбой и мускатом.

Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.

У Варшавы запах сладкий,
И дразнящий, и несложный,
Запах сахарно-мучнистый,
Марципаново-пирожный.

А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вербеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.

Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.

Есть что вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось!..

Но один есть в мире запах
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.

Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.
Меня этот стих тронул до слез. Пятиклашкам я сказала, что я бы выучила именно его. Мне стих бесконечно понравился, а об авторе всего два слова, Дон Аминадо поэт начала XX века, в 1920 г. эмигрировал на запад. И все!!! Решила найти в интернете, скажу вам здесь тоже не густо, но хоть что-то.
Дон-Аминадо, поэт, прозаик и мемуарист, в миру Аминад Петрович Шполянский (1885(88?), Елисаветград Херсонской губ.-1957, Париж).
В 1920-30-е гг. в Париже «эмигрантский народ знал его куда лучше, чем Цветаеву или Ходасевича!», как удивленно вспоминал один из его современников. М.Горький в 1932г. отмечал: «Мне кажется, что гораздо более искренно и верно отражает подлинное лицо эмиграции развеселый негодяй Дон-Аминадо...». Сегодня он малоизвестен у себя на родине.
Только представьте, что он написал в 1920-м году.

Потом... О, Господи, Ты только вездесущ
И волен надо всем преображеньем!
Но, чую, вновь от беловежских пущ
Пойдет начало с прежним продолженьем.
И вкруг оси опишет новый круг
История, бездарная, как бублик.
И вновь на линии Вапнярка — Кременчуг
Возникнет до семнадцати республик. 
Предсказние судьбы для нашей с вами страны, как точно и как емко!
Он еще и великолепный лирический поэт.
Земное
1
Осень пахнет горьким тленом,
Милым прахом увяданья,
Легким запахом мимозы
В час последнего свиданья.

А еще—сладчайшим медом,
Душной мятой, паутиной
И осыпавшейся розой
Над неубранной куртиной.
2
Зимний полдень пахнет снегом,
Мерзлым яблоком, деревней
И мужицкою овчиной,
Пропотевшею и древней.

Зимний вечер пахнет ромом,
Крепким чаем, теплым паром,
Табаком, и гиацинтом,
И каминным перегаром.
3
Утро солнечного мая
Пахнет ландышем душистым
И, как ты, моя Наташа,
Чем-то легким, чем-то чистым,

Этой травкою зеленой,
Что растет в глухом овраге,
Этой смутною фиалкой,
Этой капелькою влаги,

Что дрожит в лиловой дымке
На краю цветочной чаши,
Как дрожат порою слезы
На ресницах у Наташи...
4
Лето пахнет душным сеном,
Сливой темною и пыльной,
Бледной лилией болотной,
Тонкостанной и бессильной,

Испареньями земными,
Тмином, маком, прелью сада
И вином, что только бродит
В сочных гроздьях винограда.

А еще в горячий полдень
Лето пахнет лесом, смолью
И щекочущей и влажной
Голубой морскою солью,

Мшистой сыростью купальни,
Острым запахом иода
И волнующей и дальней
Дымной гарью парохода... 
(1928)
Безумно благодарна свои маленьким девчонкам за то, что они открыли для меня "новое" имя русской поэзии.

9 комментариев:

  1. Я бы сказала "пахнущий":) А в возрасте девочек может бы так и сказала, как они.

    ОтветитьУдалить
  2. Я бы тоже так сказала. Ведь каждый город пахнет по особому, неповторимо. Я, например, очень скучаю по запаху Ростова, особенно весной.

    ОтветитьУдалить
  3. Юлечка, спасибо, что поделилась с нами!:))) Прекрасные стихи!

    ОтветитьУдалить
  4. да... Ну, наверно, все-таки странно давать пятиклашкам такие стихи на "выуч". Но тем не менее, спасибо им, действительно, за то, что не забыли имя, а тебе - за такой замечательный экскурс. :-*

    ОтветитьУдалить
  5. Девочки,спасибо Вам за то, что Вы не остались безразличными к поэзии. Мы ведь благодаря нашей замысловатой истории очень многих деятелей культуры просто напросто не знаем. А ведь Дон Аминодо кроме поэзии является автором очень емких афоризмов и в одном старом советском издании назван американским поэтом,парадокс, разве можем эмигрировавший поэт быть русским.
    Катюшка, а насчет нашей школьной программы лучше вообще помолчать, тебе скоро предстоит удивляться! Рассказ "Омут" вовтором классе ничего кроме страха и отвращения у детей ничего не вызывает. С ними после чтения нужно психокоррекцию проводить.

    ОтветитьУдалить
  6. не передаваемо.... читала и чувствовала все эти запахи, очень точно, очень тонко....спасибо и пятиклашкам и тебе :-)

    ОтветитьУдалить
  7. Иринка, и тебе спасибо, что не осталась равнодушной!

    ОтветитьУдалить
  8. как мне нравится!!!! спасибо!!! это настоящее открытие для меня, как когда-то стал Гумилев, Спасибо так близки его стихи... перечитываю уже не первый раз... и в душе радость и смятение, как открытие такого вот моего очень близкого душе мира...спасибо!!!
    Девчоночкам мои улыбки и объятия душевные--такие вот маленькие феи всегда приносят в нашу жизнь незабываемые чудеса...

    ОтветитьУдалить
  9. Наташенька, спасибо! Ты так точно описала свои чувства, что лучше и не скажешь!

    ОтветитьУдалить